Символ веры

Что такое вера

Трудно дать полное определение веры.

Слово верую гораздо глубже слова верю. Святой Григорий Богослов пишет, что «не одно и то же значит веровать во что или верить чему. Веруем мы в Божество, а верим относительно всякой вещи».

«Не тот верующий, кто верит всему, — говорит святой Иоанн Златоуст, — но кто верует Богу».

Наше признание бытия Бога основывается не на доказательствах, не на разумных выводах, не на опыте, а на глубоком внутреннем убеждении.

Мы веруем в то, что недоступно нашему опыту, научным познаниям, восприятию нашим чувственным органам.

Вера — это «уверенность в духовной истине, в Сущем или в Боге, в существовании мира духовного с его свойствами, подобно как мы уверены в бытии мира вещественного.

Быть уверенным в действительности духовного Всеначала и мира духовного со всеми его свойствами и принадлежностями, так же как мы уверены в бытии мира вещественного с его предметами и свойствами их, — значит веровать.

    Например, я несомненно уверен, что Бог вечен, всеблаг, премудр и всемогущ, и не помыслю, что Он не вечен, не всеблаг, не премудр, не всемогущ; это значит, что я верую твердо и несомненно; я верую, что Бог как Благость, даст все,  чего ни попросишь у Него, и не успокоюсь в этом; значит я верую» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Вера — это самое таинственное явление души и нашего мира.

Вера — это не воображение, не самогипноз.

Она превосходит любые понятия нашей внутреней жизни.

Она значительно выше, шире, сильнее наших мыслей.

    Она значительно сложнее и содержательнее каждого чувства и сам включает в себя чувства любви, смирения, страха, почитания, благоволения.

Веру нельзя считать волевым движением, потому что христиане, отказываясь от  своей воли, предают себя в волю Божию.

Безусловно, христианство связано и с умственным, интеллектуальным знанием, оно вырабатывает определенное мировоззрение.

    Но оставаясь только мировоззрением,  христианство потеряло бы свою движущую силу, без веры  оно перестало бы быть живой связью неба и земли.

Таким образом, христианская вера — гораздо больше, чем то «убежденное предположение о существовании Бога», какое чаще всего встречается в обыденной жизни.

Православная Церковь Христова стоит на вере, как на скале, более двух тысяч лет, и ничто не содрогнется под нею.

Верою святые побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста льво, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужие (Евр. 11, 34).

Символ веры

Символ веры — краткое изложение того, в Кого и во что верует Православная Церковь. Макарий Иерусалимский говорил, что Символ веры Церковь хранит изначала, по преданию от Самого Господа, чрез апостолов, из поколения в поколение, и будет хранить вечно.

Символ веры мы называем никео-цареградским, потому что первая половина его была составлена на Никейском соборе 325 года, а вторая — на Константинопольском 381 года, где обе половины были соединены. Для удобство Символ веры разделяют на двенадцать членов.

    1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

    2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

    3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

    4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

    5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

    6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

    7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

    8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

    9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

    10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

    11. Чаю воскресения мертвых,

    12. и жизни будущаго века. Аминь.

Чтобы лучше понимать Вселенский Символ веры, следует обратить внимание на его деление на двенадцать членов, или частей, и рассматривать каждый член Символа отдельно.

О первом члене Символа веры

    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

    Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого.

Апостол Павел пишет: без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал ,что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр. 11, 6).

Учение о единстве Божием вято в Символе веры из изречения апостола Павла: нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1 Кор. 8, 4, 5, 6).

Слова Верую во единаго Бога Отца относятся к таинству Святой Троицы, потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Новый Завет так говорит о Святой Троице: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19).

Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино (1 Ин. 5, 7).

В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле.

Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Книга Бытия начинается со словами: В начале сотворил Бог небо и землю. Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол. 1, 16).

Слово невидимым указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.

О втором члене Символа веры

    И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

    Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих.

Сын Божий назван Иисусом, то есть «Спасителем», это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть «Помазанником», назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.

Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа с Богом Отцом. Евангелист Иоанн говорит: Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородности от Отца. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 14, 18).

В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы.

Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было.

Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на солнце, мы видим свет, от этого света рождается све, видимый всюду, но и тот и другой — это один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет (1 Ин. 1, 5), от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества.

Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20).

Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который  нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.

Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: Я и Отец — одно (Ин. 10, 30).

Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3).

О третьем члене Символа веры

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Третий член Символа веры учит следущим истинам.

Нас ради человек и нашего ради спасения — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для какого-либо народа, а вообще для всего рода человеческого.

Сшедшаго с небес, — как сам о себе говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13).

    Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Слово воплощение  заимствовано из слов евангелиста Иоанна Слово стало плотию (Ин. 1, 14).

Третий член Символа веры также учит, что воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой.

Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Апостоло Павел пишет: един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос (1 Тим. 2, 5).

О четвертом члене Символа веры

    Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

Иисус Христос был распят за нас — Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти.

Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами.

Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Он Сам сказал: Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10, 17, 18).

Слово погребен удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб.

О пятом члене Символа веры

И воскресшаго в третий день по Писанием.

Пятый член Символа веры учит двум истинам: что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах — Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть (Лк. 24, 6, 7) — и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Христос умер за грехи наши, по Писанию,  …Он погребен был, …воскрес в третий день, по Писанию, …явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу (1 Кор. 15, 3-8).

Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

В книге пророка Исаии многими подробными чертами изображено страдание и смерть Иисуса Христа: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 5).

О Воскресении Христовом апостол Петр приводит слова псалма 15: ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления (Деян. 2, 27).

В Ветхом Завете в книге пророка Ионы пророчески представлено, что Иисусу Христу надлежит воскреснуть именно в третий день: и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи (Ион. 2, 1).

О шестом члене Символа веры

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

Эти слова заимствованы из Священного Писания: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 10). Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8, 1).

Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

О седьмом члене Символа веры

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

    Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).

О будущем суде сказал Сам Иисус Христос: наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28-29).

Вот что говорится в Священном Писании о бесконечном Царствии Божиим: Он буде велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца (Лк. 32-33).

О восьмом члене Символа веры

    И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

Дух Святый называется Господом, потому что он, как и Сын Божий, — истинный Бог. Об этом свидетельствует апостол Петр, когда в обличении Анании сказал: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5, 3. 4).

Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5).

Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26).

Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал чрез пророков — это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21).

Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).

Главнейшие дары Духа Святого: почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис. 11, 1-3).

О девятом члене Символа веры

    Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Учение о единстве земной и Небесной Церкви зиждется на словах апостола Павла: вы приступили к горе Сиону и ко градам Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу (Евр. 12, 22-24).

Церковь едина, потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4–6).

Церковь Святая, потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27).

Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой. Грешники нераскаянные как мертвые члены отсекаются от тела Церкви — извергните развращенного из среды вас (1 Кор. 5, 13). Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих; и: да отступит от неправды всякий, исповедающий имя Господа (2 Тим. 2, 19).

Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что благовествование пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает (Кол. 1, 6), и что в Церкви Христианской нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11). Верующие благословляются с верным Авраамом (Гал. 3, 9).

Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей.

Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2, 19-20).

О десятом члене Символа веры

    Исповедаю едино крещение во оставление грехов.

Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.

Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5).

Первым Крещение совершал святой пророк Иоанн Предтеча — Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса (Деян. 19, 4).

Затем Иисус Христос Своим примером освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по Воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19).

Для того, кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2, 38). Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16, 16).

Крещение в Новом Завете заменяет обрезание: обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним во крещении (Кол. 2, 11. 12). Во времена Ветхого Завета обрезание было совершаемо над семидневными младенцами. Отсюда происходит обычай крестить младенцев.

Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.

Об одиннадцатом члене Символа веры

    Чаю воскресения мертвых.

Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15, 44). Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53).

Воскресение истлевших и исчезнувших в земле тел апостол Павел сравнивает с посеянным зерном: то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет (1 Кор. 15, 36).

Воскреснут все умершие: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15 ,51-52).

О двенадцатом члене Символа веры

    И жизни будущаго века. Аминь.

Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова.

Еще не открылось, что будем (1 Ин. 3, 2).

Знаю человека во Христе, который… восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке… что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 2-4).

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а когда познаю, подобно как я познан (1 Кор. 13, 12).

Тогда праведники воссияют, как солце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43).

Будут разные степени блаженства, по мере того, как кто подвизался в вере, любви и добрых делах: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (1 Кор. 15, 41, 42).

Неверующие и беззаконники кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр. 20, 14).

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 41. 46).

Лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 47, 48).

Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.

(170)